Ребёнок идёт в музыкальную школу.
Какой инструмент выбрать?




Статья предназначена не только для музыкантов, но и, главным образом, для тех, кто собирается отдать ребёнка на обучение в музыкальную школу. Предлагаю в решении вопроса о выборе инструмента, на котором ребёнок будет играть, руководствоваться логикой и здравым смыслом. К сожалению, чаще происходит по-другому...

Итак, что должны знать родители при определении своего чада в музыкальную школу? Главная задача - развить у ребёнка музыкальный слух, чтобы малыш мог научиться понимать язык музыки. Как эта задача реализуется при занятиях на различных музыкальных инструментах?

Почему-то всегда самым модным считалось фортепиано. В музыкальных училищах на 20 пианисток выпускался 1 скрипач, и этим пианисткам тоже надо было кого-то учить... Что же даёт этот прекрасный инструмент тому, кто начинает с него свой путь в музыке? Какие органы чувств развиваются? А вот какие - зрение и осязание! Что нужно, чтобы из рояля возник звук? Посмотреть в нотный текст, понять, какую надо взять ноту, посмотреть на клавиатуру, найти эту ноту, и, наконец, нажать пальцем на соответствующую ноте клавишу. Вот и всё! А слух при этом если и работает, то пассивно. Активно слух работал у того настройщика, который это пианино недавно настраивал. Хорошо, если недавно. Но далеко не во всех школах инструменты идеально настроены, да и родители приглашают настройщика домой не так часто, как необходимо. Мало того, что слух не развивается, при игре на расстроенном инструменте он ещё и портится!

А при игре на скрипке к работе зрения и осязания добавляется и работа слуха. Если палец левой руки скрипача перемещается хотя бы на долю миллиметра, высота звука меняется. Ухо постоянно должно работать, осуществляя контроль, в противном случае нота будет фальшивой. (Меня всегда удивляет, когда педагог-пианист делает ученику замечание - "Ты сыграл фальшиво." На фортепиано сыграть фальшиво невозможно! Можно только промахнуться мимо клавиши...)



Скрипачу доступны более тонкие звуко-высотные градации: на фортепиано, например, ре-диез и ми-бемоль - одна и та же клавиша, а у скрипача - это две разные ноты! Не удивительно, что любой скрипач может играть на фортепиано. А пианист сыграет на скрипке?

Не хочу обидеть пианистов. У некоторых из них слух очень развит. Но развился он у них не посредством упражнений на фортепиано. И скрипка - хороший, но не единственный вариант. Человеческий голос (вокал, пение) - тоже инструмент, развивающий слух. Надо отметить, что в системе музыкального обучения специально предусмотрена дисциплина для развития слуха - сольфеджио, но что такое 1-2 часа в неделю? Ведь основную часть времени, затрачиваемого на обучение, учащийся занимается на инструменте...

Вот, вкратце, самая общая информация о выборе инструмента для занятий музыкой. Думаю, вышеизложенного достаточно, чтобы даже далёкий от музыки человек смог самостоятельно принимать решения. Надеюсь, те, кто прочитает эту статью, сделают правильный выбор...

Скрипач Георгий Баранов
Обсудить на Форуме

Ребёнок идёт в музыкальную школу. Какой инструмент выбрать?


Обсуждение этой статьи можно найти и на форуме Бориса Лифановского "Классика" - одном из интереснейших мест в сети для музыканта. Посетите обязательно, не пожалеете! Но будьте готовы к тому, что ваши посты могут вдруг пропадать без каких-либо на то оснований...


Один из посетителей этого форума сообщил следующее: А вот еще публикация на тему выбора инструмента для ребенка - немного в другом ключе и, быть может, чуть более объективная. (к сожалению, многие ссылки из этой темы потеряли актуальность, и их пришлось убрать.)

Ответ: Григорий Ганзбург абсолютно прав, когда пишет: - "Идеальным было бы не выбирать, а дать ребенку возможность опробовать разные инструменты, даже параллельно обучать его игре на инструментах разных систем, отличающихся способами звукоизвлечения (клавишном, смычковом, щипковом, духовом). Необходимость то и дело переключаться с одной системы на другую значительно ускоряет развитие музыкального мышления. Испокон веков так воспитывали музыкантов (например, известно, что И. С. Бах, будучи не только гениальным композитором, но и выдающимся педагогом, именно так учил своих сыновей, ставших впоследствии значительными композиторами; придворный музыкант Леопольд Моцарт обучал так своего сына Вольфганга Амадея Моцарта…).В наше время этот метод универсального музыкального обучения почти не используется из-за организационных сложностей и дороговизны всего, в том числе и инструментов. В абсолютном большинстве случаев современным родителям приходится ограничиться каким-либо одним музыкальным инструментом."

А далее инструменты сравниваются между собой по несколько другим критериям, чем выше указанный, а именно - возможность "развить у ребёнка музыкальный слух, чтоб малыш мог научиться понимать язык музыки." И как раз по причине однобокости нынешней системы муз. образования, возникает необходимость острее поставить этот вопрос, который почему-то недостаточно полно освещён в специальной лит-ре и т. д. Наверное, из-за своеобразной "политкорректности" музыкантов...

И ещё одна маленькая деталь: в музыкальных школах, училищах и т. д. у скрипачей есть такой обязательный предмет - "общее фортепиано". А вот чтобы у пианистов была "общая скрипка", я не слышал...



Скрипичное

Стать меценатом
Феликс Лахути
Продаётся смычок
Продаётся скрипка

Музыкальное

Интересное
Купить скрипки и аксессуары
Классическая музыка в современной обработке
Владимир ветт