Любой, кто пытался решить этот вопрос, сталкивался с массой проблем и почти полным отсутствием информации на эту тему.
Начнём с того, что звук скрипки формируется на расстоянии 2-3 метра от инструмента. Вот тут бы его и снимать! Если на сцене - скрипка и рояль, то, конечно, проблем не будет. Но гораздо чаще скрипач сегодня работает с эстрадными, джазовыми, роковыми коллективами. И тут выясняется, что скрипка - не саксофон или дудка, и не даёт такой громкости. Значит, чтобы остальные инструменты не лезли в микрофон, его надо максимально к скрипке приблизить. О полноценном звуке скрипки придётся забыть... Если позволяют акустические характеристики сцены, аппарата и помещения - какой-нибудь Шурик SM 58, расположенный на стойке вблизи исполнителя, прекрасно справится с поставленной перед ним задачей. Но реально это подходит только при стационарной работе - отстроили один раз - и всё.
Когда вы на той же аппаратуре начнёте играть в разных помещениях, даст о себе знать другая серьёзная проблема - положительная обратная связь между микрофоном и динамиками, так называемый "завод". Чтобы скрипка меньше заводилась, от микрофона на стойке придётся вообще отказаться. Следующий вариант - микрофон, который располагается непосредственно на инструменте. Я сам таким пользуюсь. В моём случае - это конденсаторный микрофон SD Systems LCM112. Не дешёвый и качественный. Заводится меньше. Но - заводится...
Ещё лучше для уменьшения "завода" - AKG411. У меня он тоже есть. Не такой дорогой, звук похуже, но на сцене звук - изначально не студийный. Крепится AKG411 прямо к деке на специальную липкую резинку - компаунд. Если вам жалко лак на деке - не пользуйтесь им. Лучший вариант - недорогая скрипка, которую вам не так жалко, на которую поставить его и не снимать...
Пьезодатчики, как самостоятельные звукосниматели использовать не рекомендую - они дают один "верх". В комплекте LCM112 вместе с конденсаторным микрофоном работают два дополнительных пьезодатчика - вот это грамотное решение. Соотношение между ними по громкости вы регулируете на коробочке, которая вешается на пояс.
Итак, выбор подходящего варианта - в любом случае компромисс, и всё зависит от конкретных задач.
Известный музыкальный мастер Николай Савинов предоставил для тестирования электретный звукосниматель для скрипки APTflex. Звукосниматель представляет собой тонкую пластину (12 мм х 5 мм, толщина - 0,45 мм), которая легко устанавливается под ножку подставки. Включаем!
Тот, кто имеет мучительный опыт борьбы с положительной обратной связью (вышеописанным "заводом"), поймёт мой восторг - с APTflex об этой проблеме можно просто забыть! Чистый тон. Окружающие звуки не примешиваются к сигналу. С самого начала возникает ощущение комфорта - на инструменте (с помощью креплений, таких же, как у подбородника) аккуратно располагается держатель гнезда со встроенной электроникой, от него - тонкий провод к подставке. Всё. SD Systems, как лучшее, что мне до сих пор попадалось, выглядит рядом весьма громоздко... А микрофон этой системы крепится к подгрифнику вместо машинки соль-струны. Без машинки - кому как, а мне - неудобно... Я закрепил микрофон по-другому, но выглядит это не совсем эстетично...
SD Systems выигрывает в другом - даёт именно классический скрипичный звук. (Всё-таки конденсаторный микрофон!) И если играть только классику, SD Systems - оптимальное решение. Но если нужен более широкий стилевой спектр - APTflex может оказаться предпочтительней. Он обладает несколько электронным звучанием, особенно заметным при игре на соль-струне, но чтобы был естественный скрипичный звук - ... - см. начало...
А тот, кто хочет иметь электроскрипку - не обязан её покупать. Достаточно поставить на акустику датчик Николая Савинова. Частотный спектр выдаваемого им сигнала - широкий и насыщенный - позволяет рулить тембр, как захочется. (На пульте, процессоре эффектов и т. д.)
Очередной компромисс? Да. Но никто и не говорил, что будет легко... А ещё надо отметить, что цена APTflex - ниже в разы...
Для сравнения я записал скрипку, установив на ней оба варианта одновременно:
- SD Systems LCM112
- APTflex
Остаётся только послушать и сделать выводы...
С момента публикации статьи прошло время. Популярность датчика APTflex растёт. Но всё-таки не все до конца понимают, о чём идёт речь. И чтобы не вдаваться в долгие объяснения, я выкладываю ещё один звуковой пример - соло из популярной песни Smoke On The Water любимой мною с детства группы Deep Purple. Записано сие на акустической скрипке, на которой установлен APTflex. Обработка - популярный гитарный процессор. Надеюсь, этот музыкальный пример снимет вопросы, на которые постоянно приходится отвечать...
Внимание! Протестирована новая модификация звукоснимателя для скрипки APTflex!