Скрипач ру - интернет сообщество современных скрипачей и любителей скрипки
Скрипач ру - сообщество современных скрипачей и любителей скрипки

Как озвучить скрипку?


Любой, кто пытался решить этот вопрос, сталкивался с массой проблем и почти полным отсутствием информации на эту тему.

Начнём с того, что звук скрипки формируется на расстоянии 2-3 метра от инструмента. Вот тут бы его и снимать! Если на сцене - скрипка и рояль, то, конечно, проблем не будет. Но гораздо чаще скрипач сегодня работает с эстрадными, джазовыми, роковыми коллективами. И тут выясняется, что скрипка - не саксофон или дудка, и не даёт такой громкости. Значит, чтобы остальные инструменты не лезли в микрофон, его надо максимально к скрипке приблизить. О полноценном звуке скрипки придётся забыть... Если позволяют акустические характеристики сцены, аппарата и помещения - какой-нибудь Шурик SM 58, расположенный на стойке вблизи исполнителя, прекрасно справится с поставленной перед ним задачей. Но реально это подходит только при стационарной работе - отстроили один раз - и всё.

Когда вы на той же аппаратуре начнёте играть в разных помещениях, даст о себе знать другая серьёзная проблема - положительная обратная связь между микрофоном и динамиками, так называемый "завод". Чтобы скрипка меньше заводилась, от микрофона на стойке придётся вообще отказаться. Следующий вариант - микрофон, который располагается непосредственно на инструменте. Я сам таким пользуюсь. В моём случае - это конденсаторный микрофон SD Systems LCM112. Не дешёвый и качественный. Заводится меньше. Но - заводится...

Ещё лучше для уменьшения "завода" - AKG411. У меня он тоже есть. Не такой дорогой, звук похуже, но на сцене звук - изначально не студийный. Крепится AKG411 прямо к деке на специальную липкую резинку - компаунд. Если вам жалко лак на деке - не пользуйтесь им. Лучший вариант - недорогая скрипка, которую вам не так жалко, на которую поставить его и не снимать...

Пьезодатчики, как самостоятельные звукосниматели использовать не рекомендую - они дают один "верх". В комплекте LCM112 вместе с конденсаторным микрофоном работают два дополнительных пьезодатчика - вот это грамотное решение. Соотношение между ними по громкости вы регулируете на коробочке, которая вешается на пояс.

Итак, выбор подходящего варианта - в любом случае компромисс, и всё зависит от конкретных задач.

Георгий Баранов
Обсуждение на Форуме

...Но это ещё не всё!

Известный музыкальный мастер Николай Савинов предоставил для тестирования электретный звукосниматель для скрипки APTflex. Звукосниматель представляет собой тонкую пластину (12 мм х 5 мм, толщина - 0,45 мм), которая легко устанавливается под ножку подставки. Включаем!

Тот, кто имеет мучительный опыт борьбы с положительной обратной связью (вышеописанным "заводом"), поймёт мой восторг - с APTflex об этой проблеме можно просто забыть! Чистый тон. Окружающие звуки не примешиваются к сигналу. С самого начала возникает ощущение комфорта - на инструменте (с помощью креплений, таких же, как у подбородника) аккуратно располагается держатель гнезда со встроенной электроникой, от него - тонкий провод к подставке. Всё. SD Systems, как лучшее, что мне до сих пор попадалось, выглядит рядом весьма громоздко... А микрофон этой системы крепится к подгрифнику вместо машинки соль-струны. Без машинки - кому как, а мне - неудобно... Я закрепил микрофон по-другому, но выглядит это не совсем эстетично...

SD Systems выигрывает в другом - даёт именно классический скрипичный звук. (Всё-таки конденсаторный микрофон!) И если играть только классику, SD Systems - оптимальное решение. Но если нужен более широкий стилевой спектр - APTflex может оказаться предпочтительней. Он обладает несколько электронным звучанием, особенно заметным при игре на соль-струне, но чтобы был естественный скрипичный звук - ... - см. начало...

А тот, кто хочет иметь электроскрипку - не обязан её покупать. Достаточно поставить на акустику датчик Николая Савинова. Частотный спектр выдаваемого им сигнала - широкий и насыщенный - позволяет рулить тембр, как захочется. (На пульте, процессоре эффектов и т. д.)

Очередной компромисс? Да. Но никто и не говорил, что будет легко... А ещё надо отметить, что цена APTflex - ниже в разы...

Для сравнения я записал скрипку, установив на ней оба варианта одновременно:
- SD Systems LCM112
- APTflex
Остаётся только послушать и сделать выводы...

...Продолжение следует!

С момента публикации статьи прошло время. Популярность датчика APTflex растёт. Но всё-таки не все до конца понимают, о чём идёт речь. И чтобы не вдаваться в долгие объяснения, я выкладываю ещё один звуковой пример - соло из популярной песни Smoke On The Water любимой мною с детства группы Deep Purple. Записано сие на акустической скрипке, на которой установлен APTflex. Обработка - популярный гитарный процессор. Надеюсь, этот музыкальный пример снимет вопросы, на которые постоянно приходится отвечать...

Внимание! Протестирована новая модификация звукоснимателя для скрипки APTflex!