Хочется вкусного!


26-28 мая в Лужниках в рамках III Московского Международного Фестиваля в поддержку Музыкального Образования MUSICFEST 2006 состоялось знакомство легендарного мастера джаз-роковой скрипки Жана-Люка Понти со своими российскими коллегами. Понти провёл два мастер-класса и дал концерт. Благодаря одному из организаторов Фестиваля Александру Лучкову, послушать выдающегося импровизатора собрались многие российские скрипачи. Владимир Ветт, Анна Зейналова и дуэт «Белый Острог» выступили в фестивальной программе. А Феликса Лахути  маэстро Понти пригласил к совместной импровизации в завершение своего концерта.

Праздник закончился. Что мы имеем?

Познания не только нашего массового слушателя, но и многих музыкантов, о неклассической скрипке ограничиваются Ванессой Мэй — попсовым продуктом, довольно добротно сделанным по накатанным рецептам коммерческого успеха. Но много ли в нашей стране людей, знакомых с творчеством действительно выдающихся мастеров – Граппелли, Понти, Локвуда? Почему зал на концерте Понти не был забит до отказа?

Позволю себе гастрономическую аналогию. Представьте: во всех продуктовых магазинах людям предлагают лишь сухари. За хорошие деньги, для элиты – почти свежий хлеб. А про то, что на свете есть ещё пирожные, торты, чёрная икра или огурцы с помидорами – никто, кроме небольшого количества профессионалов-гастрономов или ещё более редких гурманов-любителей, и не подозревает. Гастрономы и гурманы с радостью рассказали бы всем, что не сухарём единым.…  Но рулят те, кому выгодно продавать сухари – по цене пирожных, а почти свежий хлеб – по цене чёрной икры….

Профессионалы, организующие концерты, расстреливая уши слушателей теле- и радиоротациями, катают по городам и весям «сухари» и цинично вещают: «пипл хавает»… И не могу не согласиться: «пипл», действительно, «хавает». И вот тут самое время воззвать к совести этих "профессионалов". Ребята, не прячьте «икру»! Но – зачем взывать? Они – ни при чём. Они просто делают деньги, используя доступные средства, а об «икре» и сами ничего не слышали.

Скажите, кто бы знал о Пушкине, если бы мы не «проходили» его в школе? Ежу понятно, что не будь школьного учебника — количество читателей "Руслана и Людмилы" было бы сопоставимо с числом слушателей Граппелли.

                              Кому быть живым и хвалимым,
                              Кто должен быть мёртв и хулим –
                              Известно у нас подхалимам,
                              Влиятельным только одним.
                              Не знал бы никто, может статься,
                              В почёте ли Пушкин, иль нет,
                              Без докторских их диссертаций,
                              На всё проливающих свет.
                                                                         (Борис Пастернак)


Поэтому необходимо на государственном уровне подумать о воспитании детей, знающих не только литературу, но и музыку. Кроме того, нужна пропаганда лучших достижений современной культуры в СМИ. И дело не в цензуре, а в механизмах, делающих максимально доступной хорошую музыку для широкого круга людей. Жаль, что у государства, расположенного на территории нашей страны, - совсем другие приоритеты...

В конце концов, право каждого – выбирать, что он будет слушать. Но давайте дадим людям возможность полноценно осуществить это право: в школе – сформируем хороший вкус, в эфире — подкорректируем репертуар теле- и радиоканалов, в Думе — придумаем для этого соответствующие законы… (Законодательное регулирование при соответствующем практическом правоприменении – действительно способно многое изменить к лучшему. Достаточно вспомнить, как во Франции в семидесятых годах прошлого века радиостанции и телеканалы обязали выдерживать определённое процентное соотношение между французской и зарубежной музыкой, что привело к последующему мощному подъёму французской музыкальной индустрии. Подобные нормы, защищавшие «местного производителя», существовали и в бывшем СССР…)

Ну, ладно о наболевшем. Лучше — о музыке, тем более, что Жан-Люк Понти, говоря о наших скрипачах, употреблял слово – «фантастик». Выступая на одной сцене с этим выдающимся музыкантом, ребята продемонстрировали такой уровень, который и не может вызвать другой оценки. Вот кого необходимо поддерживать. Завтра – за ними! Можно легко убедиться в этом, послушав представленную на нашем сайте музыку. Радует и впечатляет не только высокий класс, но и стилистическое разнообразие,  и самобытность манеры каждого музыканта. Послушайте и сделайте выводы…

После концерта Понти наши скрипачи не расходились допоздна - делились мыслями и впечатлениями, а моё предложение организовать фестиваль неклассической скрипки - вызвало самую горячую поддержку. И работа в этом направлении уже ведётся. Под термином «неклассическая скрипка», который просто первым пришёл в голову, и, со временем, будет заменён другим, более полно отражающим природу явления, мы понимаем, прежде всего, использование современных средств выразительности (стилевых, тембровых, технических и т. д.) и импровизационность (характерную и для ранней классической музыки, но со временем, к сожалению, утраченную).

А на самом деле - всё не так плохо. Во-первых, – сухари тоже бывают к месту, особенно если они – с изюмом, а во-вторых, - есть люди, делающие конкретные шаги для того, чтобы показать «пирожные». Например, уважения и восхищения заслуживает Леонид Агутин, открывший для широкой российской аудитории Ал Ди Меолу. Кто-то, услышав этого гениального гитариста, возможно, заинтересуется, найдёт и послушает его музыку, затем обнаружит записи этого супер-музыканта со Стэнли Кларком и тем же Понти, дальше – больше, и тогда «сухарями» его уже не заманишь…

скрипач Георгий Баранов
Обсудить на Форуме
P. S.
Первый Фестиваль современного скрипичного искусства Скрипач.ру с успехом состоялся в 2009 г.


Скрипичное

Стать меценатом
Феликс Лахути
Продаётся смычок
Продаётся скрипка

Музыкальное

Интересное
Купить скрипки и аксессуары
Классическая музыка в современной обработке
Владимир ветт