Боязнь сцены

Какой инструмент выбрать?
Аватара пользователя
Мерула
Серьёзный пользователь
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 08 фев 2007, 23:55

Боязнь сцены

Сообщение Мерула » 12 мар 2007, 23:00

Помещаю свой вопрос сюда, поскольку часто это проблема актуальна для детей. Хотя, принаться, меня тоже посещает страх, когда понимаю, что предстоит выступать в одиночестве, а на тебя смотрят столько глаз :) :P :shock: Давайте придумаем рецепт избавления от этой напасти! Раньше полагала, что, чем чаще выступаешь, тем быстрее этот страх улетучивается. Привычка свыше...Ан нет! Выступала и выступаю много, а мандраж не проходит :?
Жду советов!
Последний раз редактировалось Мерула 21 июн 2007, 00:11, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
jorch
Серьёзный пользователь
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 06 окт 2006, 15:27

«Первый раз на эстраде»

Сообщение jorch » 13 мар 2007, 18:26

В практике использую следующие рекомендации; автора, к сожалению, не знаю (много лет прошло с тех пор).

Упражнения на снятие нервного напряжения:
1. На вдохе напрягаются мышцы рук – мысленно констатируется напряжение («мышцы напряжены»). На выдохе – расслабляются. Тренировка всех мышц. (шеи, спины, туловища, ног и лица).
2. Дыхательные упражнения:
а - глубокий вдох, медленный выдох, пауза.
б – 4 коротких вдох через нос, 4 коротких выдоха через рот – пауза.
Учитывать: удлиненный вдох - мобилизует, удлиненный выдох – успокаивает.
3. Формула самовнушения:
а. Свободен. Собран. Хочу играть. Испытываю радостный подъем. Все внимание на музыку.
б. Уверен, решителен, неожиданные помехи насыщают гневом.
Подобные формулы заучиваются и отрабатываются.
«Раскрепощен» - на выдохе и сопровождается освобождением мышц плечевого пояса.
«Собран» - на вдохе концентрация внимания на ощущении свежести в области лба.
«Уверен» - на вдохе – чувство злости к своим страхам.
4. Самоприказы или специально подобранный литературный текст.
Например:
Р. Гамзатов: «Скажи мне, что в мире презренней всего? Дрожащий, трусливый мужчина».
Генрих IV кричал себе во время боя: «Вперед, трусливая сволочь!» И брал города.

В книге Ю. Н. Мазченко «О преодолении и профилактике негативных сценических состояний у исполнителя-струнника». Дается основательный и подробный разбор явления. Могу сканировать.

Мне нравится рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде».

Помню, преподаватели занимались в классе с подобием сцены (дети реально на сцене вырастали). Сама так не делала, но резон в этом есть: чем больше на сцене, тем легче справляться с волнением.

На форуме «Классика» есть раздел, посвященный этой теме.
Последний раз редактировалось jorch 02 авг 2007, 22:01, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Мерула
Серьёзный пользователь
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 08 фев 2007, 23:55

Сообщение Мерула » 13 мар 2007, 21:25

Спасибо, Jorch, обязательно попробую упражнения. А про Генриха забавно:)

Аватара пользователя
Мерула
Серьёзный пользователь
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 08 фев 2007, 23:55

вот так

Сообщение Мерула » 14 мар 2007, 00:17

А самое интересное - если со мной на сцене другой музыкант (концертмейстер не в счет) - страх пропадает!

Аватара пользователя
Мерула
Серьёзный пользователь
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 08 фев 2007, 23:55

Сообщение Мерула » 14 мар 2007, 23:36

Рассказ Ираклия Андронникова заслуживает внимания. Здесь можно прочитать "Первый раз на эстраде" http://www.lib.ru/PROZA/ANDRONIKOW/r_perwyj.txt

Jorch если по-честному, мне очень хочется почитать книгу Мазченко, но совесть не позволяет просить Вас сканировать всю книгу. Это долго и утомительно. Может быть, ключевые моменты, когда будет время...
Последний раз редактировалось Мерула 21 июн 2007, 00:12, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
jorch
Серьёзный пользователь
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 06 окт 2006, 15:27

Сообщение jorch » 19 мар 2007, 20:34

Я обязательно выполню Вашу просьбу. К выходным. Удачной поездки!

Аватара пользователя
Мерула
Серьёзный пользователь
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 08 фев 2007, 23:55

Сообщение Мерула » 20 мар 2007, 12:52

jorch писал(а):Я обязательно выполню Вашу просьбу. К выходным. Удачной поездки!


Спасибо;) Приеду и почитаю!

Аватара пользователя
jorch
Серьёзный пользователь
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 06 окт 2006, 15:27

Сообщение jorch » 22 мар 2007, 19:20

Это Ю.Н. Мазченко "О преодолении и профилактике негативных сценических состояний у исполнителя-струнника":

http://skripach.ifolder.ru/1453368

Аватара пользователя
jorch
Серьёзный пользователь
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 06 окт 2006, 15:27

Сообщение jorch » 19 апр 2007, 21:19

Я немного освободилась от дел, и вот какие мысли на эту тему:

Не секрет, что выступление перед доброжелательно настроенной аудиторией (1- концерт)
или перед комиссией!– пристально, прицельно, оценивающей (2 - экзамен) – это две БОЛЬШИЕ разницы.
Любой человек более комфортно будет чувствовать себя,
выступая в концерте.
Почему же образовательной системой музыкальных школ предусмотрено такое количество выступлений именно вторым вариантом?
В каждом полугодии по два обязательных выступления перед ОЦЕНИВАЮЩЕЙ комиссией.
И как это влияет на психологическое состояние ребенка?
Для «сценического волнения» среда экзамена какова?
Последний раз редактировалось jorch 02 авг 2007, 22:09, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Мерула
Серьёзный пользователь
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 08 фев 2007, 23:55

размышляю

Сообщение Мерула » 20 апр 2007, 23:10

К экзаменам у меня двоякое отношение - с одной стороны, я за то, чтобы зачитывать выступление на концерте в счет экзамена, дабы лишний раз не травмировать психику ребенка; но, в то же время, экзамены мобилизуют...Экзамены - стресс, потому как понимаешь, если ошибешься, это повлияет на результат. Опять же на концерте, умеючи, можно замаскировать свою оплошность, аудитория не заметит,будто, так и надо, на экзамене это не пройдет.

Аватара пользователя
jorch
Серьёзный пользователь
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 06 окт 2006, 15:27

Сообщение jorch » 21 апр 2007, 19:37

Согласна с тем, что в стрессовой ситуации организм мобилизуется.

Не помню где, читала о том, что вид из окна транспорта в котором пассажир комфортно добирается до пункта назначения, не запомнится так ярко, как если бы часть туловища (того же пассажира) находилась за пределами движущегося транспортного средства. Предполагается, что во втором случае человек запомнит все в деталях и надолго.
Я тогда подумала, что все очень индивидуально.

Кто-то может и вовсе не доехать... :?

Аватара пользователя
Мерула
Серьёзный пользователь
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 08 фев 2007, 23:55

Сообщение Мерула » 04 ноя 2007, 23:13

Эта темка создавалась весной, сейчас осень. Есть результаты. Теперь мне страшно только первые несколько минут, потом чувствую себя на сцене совершенно раскованно, уверенно, это ли не прогресс :lol:

Аватара пользователя
jorch
Серьёзный пользователь
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 06 окт 2006, 15:27

Сообщение jorch » 05 ноя 2007, 19:08

Поздравляю! Это радостное известие.. :)

zhanga
Новичок
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 26 дек 2008, 19:05

Сообщение zhanga » 01 янв 2009, 14:41

1. на сцену выходить на выдохе
2.идти не спеша по сцене, но и не медленно
3.начинать играть тоже на выходе
4.не смотреть на ряды

Аватара пользователя
jorch
Серьёзный пользователь
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 06 окт 2006, 15:27

Сообщение jorch » 01 янв 2009, 17:40

Замечательные советы.. :)


Вернуться в «Ребёнок идёт в музыкальную школу»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron