Сообщение Changeable » 19 авг 2007, 13:44
Есть прекрасная статья
Григория Михайловича Когана
«ОПРАВДЫВАЮТ ЛИ СЕБЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ?»
1970 год "Советская музыка"№ 2.
Вот несколько цитат: (с купюрами, полный текст найдете в нете)
«Прежде всего нужно отдать себе ясный отчет в том, каково действительное значение конкурсов и о чем именно свидетельствуют их результаты. Вопреки укоренившемуся мнению, результаты эти…. отнюдь не могут рассматриваться как объективные, достоверные показатели таланта……
Причины этого следующие:
Во-первых, конкурсы проходят по однотипной для всех участвующих программе, составленной, как правило, из произведений всех основных стилей музыкальной литературы….. Предполагается, что это ставит их в равные условия ……Между тем это далеко не так. Художественный талант всегда индивидуальность, а индивидуальность — это обычно нечто резко очерченное, то есть от чего-то отграниченное, не всеядное. Среди больших пианистов, скрипачей, певцов не столь уж часто встречаются такие, которые исполняли бы всё одинаково хорошо; и у них, как у актеров, имеются свои амплуа. Шаляпин был гениален в Мусоргском, но ему не давались Вагнер и почти весь Чайковский; ……..
Искусство требует иного подхода, иных критериев, чем спорт. «По очкам» художник менее значительный, менее индивидуальный, проявляющий себя одинаково средне во всех стилях, может выйти на более высокое место, чем «односторонний» гений; ….»
«….суждения конкурсных жюри порой так решительно «кассируются» историей, так сильно расходятся с ее приговорами, что уже по одному этому не заслуживают столь слепого доверия, какое им слишком часто оказывают….»
«….на конкурсах в наиболее выгодном положении оказываются не столько талантливые артисты, сколько хорошие ученики….. ….Из состязаний концертирующих артистов, какими являлись конкурсы прежнего времени, они все явственнее превращаются в соревнования между учениками, соревнования школьного типа…..»
«…..Лауреатомания охватила исполнителей и педагогов, превратила иные учебные заведения в своеобразные «инкубаторы лауреатов», искривляющие нормальные пути художественного созревания артиста, приспосабливающие — нередко с самого раннего возраста —его репертуар, его интерпретацию, весь характер его игры к нивелирующим требованиям будущего конкурса. Это вес сильнее тревожит наиболее вдумчивых и авторитетных педагогов…»
«Вот, например, что говорил в недавней беседе профессор Московской консерватории Яков Флиэр: «…В жизни молодого музыканта бывают периоды, когда ему нужно углубленно работать над тем или иным стилем, автором. Вместо этого молодой человек учит, как правило, довольно стандартную конкурсную программу…..Все это приводит порой к узости репертуара, к узости музыкального развития, да к тому же вырабатывает какое-то спортивное отношение к музыке...»
«….Все это доказывает, что конкурсы в нынешнем своем виде изжили себя, приносят сегодня уже больше вреда, чем пользы, развитию музыкально-исполнительского искусства….»
«….Конечно, кое-что в приведенных высказываниях чрезмерно заострено. Вряд ли, скажем, можно признать вполне справедливыми утверждения, что победителями на конкурсах выходят только те, кто «механически надежен», или что конкурсные премии не имеют ровно никакого отношения к музыке. …….Как же исправить создавшееся положение? Какие реформы нужны в конкурсном деле?»
«Бесспорно, на мой взгляд, одно — назревшая необходимость радикальных реформ в конкурсном деле, если мы «не хотим окончательно дискредитировать интересную, но чреватую серьезными опасностями идею музыкальных соревнований.»
С тех пор, практически ничего не изменилось a@#c